Просмотры:307

Съемка в движении. Снимаем танец.

 
 

О съемке динамических сцен. На примере проекта «ACTION».
Этот проект оказался неожиданно успешным! Неожиданной оказалась не сама успешность, а ее степень. Работы серии «ACTION» — не одна и не две — забрались на верхние ступеньки рейтингов крупнейших фото сайтов. А также в социальной сети VK. С двух сайтов пришли предложения о включении этих работ в список продаваемых фотографий, чего я сделать, конечно же, не могу. Журналист известного итальянского издания repubblica.it вышел на меня с предложением разместить работы на этом ресурсе, до сих пор идут переговоры, как представить эти работы и работы из других серий.

Короче, косвенные признаки говорят о том, что серия вполне себе удалась.

Съемка в движении. Снимаем танец.
Как это было

Началось с того, что ко мне обратилась Елена Бакалейник — руководитель Студии танца «ACTION». Она хотела заказать серию из 10 фотографий, которая должна была украшать фойе Дворца культуры в день концерта «ACTION», посвященного пятилетнему юбилею коллектива. Мы встретились, обсудили возможные способы стилистического решения серии. В результате пришли к взаимопониманию.

«ACTION» работает преимущественно в современном стиле контемпорари-дэнс. Это направление очень близко мне, т. к. содержит элементы как классического европейского танца, так и восточных систем самосовершенствования. Это не только собственно движение, но и дыхание, и энергетика,
и способ познания себя в мире. В контемпорари-дэнс большая роль отдается пластической импровизации.

Съемка в движении. Снимаем танец.

Исходя из характера стилистики коллектива, я решил, что в фотографиях должна присутствовать некоторая степень медитативности. Мне захотелось сделать работы монохромными. К счастью, Елену не пришлось уговаривать.
Прежде чем приступить к описанию процесса, поделюсь некоторыми сторонами своего фотографического кредо — тем, что для меня важно в фотографии вообще. Это поможет понять мой подход к решению каждой конкретной задачи.

Съемка в движении. Снимаем танец.

1) Я не люблю фотографию пресную. Представьте себе вареный рис, без всего. Это ужасно невкусно! Нужен соус. Соус в моем понимании — это то, что делает фотографию вкусной.

Я всегда думаю, за счет чего привнесу в изображение пикантность, почему зрителю должно стать интересно. Это явление Андрей Разумовский, в бригаде которого мне довелось работать некоторое время, называет «Эффектом ВАУ».

2) Свет! Точнее, светотеневой рисунок. Вряд ли я кого-то удивил этими словами. Всем они знакомы. Свет используют абсолютно все фотографы. Без света просто не будет изображения. Но, к сожалению, не все фотографы стараются добиться именно рисунка. Лично для меня именно здесь в первую очередь пролегает черта, разделяющая фотографов и так называемых «фотографов».

3) Композиционное решение. Не стану надолго задерживаться здесь, читаем Лапина, Арнхейма, много смотрим и думаем. Не считаю себя мастером композиции, но стараюсь двигаться в этом направлении.

4) Воздушность, осязаемость пространства и глубина.

5) Смысл или, хотя бы, настроение.
Все вышеперечисленное создает энергетический заряд. Возвращаюсь к конкретному заказу. Перед съемкой я стал просматривать видео с номерами танцоров «ACTION».

Съемка в движении. Снимаем танец.

Проникался общей энергетикой коллектива, а также обращал внимание на трюки и прочие места, которые чем-то меня зацепили.
После просмотра номеров приступил к рисованию эскизов будущих фотографий. Это обязательная часть моей работы! Во время съемки эскизы очень помогают. Да, всегда что-то рождается на ходу, само, но, как правило, не менее 50 % — это воплощение заранее спланированных картинок. Я очень завидую тем, кто стабильно успешно импровизирует на съемке, но я не такой. Эскизы помогают справиться с состоянием идейного ступора, которое
временами случается в процессе съемки.

Также я заранее дал некоторые рекомендации по одежде. Суть их сводилась к тому, что то, в чем удобно заниматься, не всегда хорошо смотрится на фотографии, существуют определенные каноны и даже мода в тренировочной одежде танцоров. Нужно оправдывать ожидание зрителя.

Съемка

Решено было провести две съемки по пять часов. Местом был выбран танцевальный класс, в котором занимаются танцоры.
Я привез свое оборудование: пять импульсных источников света, стойки, различные софтбоксы, насадки, отражатели.

Для создания глубины пространства я намеревался использовать дым-машину. Но не стал ее привозить, т. к. ребята предоставили свою. К сожалению, предоставленная дыммашина на обеих съемках в определенный момент переставала работать, видимо сочтя, что уже перетрудилась.
Считается, что есть сложность в выставлении света для многофигурных композиций. Одни части оказываются сильно освещены, а другие слабо, или вообще оказываются в тени. Я настроился на терпеливое и кропотливое решение этих проблем.

Рассчитывал, что мне часто понадобится конусная насадка, чтобы локально высвечивать какие-то фрагменты. Но, поэкспериментировав со светом, пришел к выводу, что в большинстве случаев достаточно всего двух источников. В качестве насадок использовал простые рефлекторы со шторками. Иногда шторок не хватало, и лишний свет отсекался отражателями.

Я очень люблю моделирующий свет, именно он делает красивый рисунок. И в этот раз, как не сложно заметить, я в основном располагал источники света с двух сторон по диагонали сзади от действующих лиц. В некоторых кадрах один источник располагался четко сбоку от моделей, второй примерно под 45 градусов сзади.

Дым, заполнивший помещение, выступал в роли вездесущего софтбокса, он заполнял светом самые темные участки. Нужно отметить, что вообще я люблю жесткий свет, дым-машина в данном случае была нужна для создания «воздушности» в небольшом пространстве. Легко определить, какие кадры делались уже после того, как дым-машина объявила забастовку.

Съемка в движении. Снимаем танец.

Большинство кадров довольно долго выставлялись и требовали многих дублей. Чем больше людей в кадре, тем сложнее добиться желаемого. То одни сработают хорошо, другие плохо, то наоборот. А бывает, что всё сделали хорошо, но вспышки почему-то не сработали или дыма было больше, чем нужно. Или совсем всё было замечательно, но фотограф, руки бы ему оторвать, не вовремя нажал на спуск (у меня бывает довольно редко).

Одним из ингредиентов так называемого «соуса» в моих фотографиях часто выступает высокая динамика. Я люблю красивое и сложное движение! Сам я бывший спортсмен, мастер спорта международного класса по ушу, помимо фотографа, работаю тренером. Был даже тренером сборной России по традиционному ушу. Короче, движение — это мое всё! На съемках я стараюсь добиться максимально выразительного движения, готов мучить танцоров или спортсменов по 20–30 дублей, лишь бы получилось то, что мне нужно. Моя двигательная специализация позволяет не только показать и доступным языком объяснить, чего я хочу, но и четко ловить пиковую фазу движения, ведь я ее чувствую, как будто делаю сам.

При съемке массовых сцен пробовал давать задание импровизировать находящейся сзади «массовке». К сожалению, этот прием оказался малоэффективен. Более плодотворным было четкое распределение ролей. Дым помогал отсечь второстепенных героев от главных.

В других случаях я просил импровизировать одного или одновременно двоих танцоров. Пытался найти интересный момент. А потом уже просил воспроизвести его и делал несколько дублей, пока не получался хороший кадр.
Я намеренно на некоторых изображениях оставил источники света прямо в кадре, так было задумано. На мой взгляд, это подчеркивает некоторую искусственность происходящего, не просто переносит зрителя в танцкласс, но и погружает в атмосферу съемки!
То есть дает дополнительный смысловой оттенок.

На второй день я посвятил некоторое время съемке со смешанным светом. Давно знаю этот прием, очень хотел его использовать где-нибудь, но так, чтобы это не было чисто техническое тиражирование очередной колышущейся юбки. Мне нужна идея, смысл. Я задумал кадр про женщину с большой буквы. Некая прекрасная незнакомка. За ней увивается стайка неравнодушных мужчин. Кто-то восхищается, кто-то зубоскалит, кто-то строит планы. Но они не замечают, что, по большому счету, они все марионетки в ее руках.

Съемка в движении. Снимаем танец.

В сложной съемке важно быть последовательным. Сначала выставил свет, убедился, что эффект движущейся юбки получается. Затем всех нарядили, соорудили огромную юбку из двух больших кусков красной ткани. Далее были распределены роли и позы каждому участнику. И под конец, большое количество дублей. Да здравствует цифра!

Подробное описание того, как делается такой вид съемки, тянет на отдельную статью. На съемке со смешанным светом специализируются Олег Титяев и Илья Рашап. Суть съемки со смешанным светом в том, что делается длительная выдержка — несколько секунд. Модель замирает. Часть объекта
съемки освещается импульсным источником, эта часть будет заморожена. Другая часть освещается постоянным светом, например, пилотным. Эта часть должна двигаться. В моем случае специально обученные люди трясли с двух сторон юбку.

Я использовал 1 импульсный свет и 2 пилотных. К огромному сожалению, эту съемку пришлось делать без дыма.
Остается добавить, что работалось над серией «ACTION» с огромным удовольствием! Очень благодарен танцорам, они по-настоящему выкладывались! Видимо, это и стало главным секретом успешности серии. От фотографа зависит многое, но от моделей не меньше.

Не стану лукавить, вижу много моментов, которые хотел бы сделать лучше, но, тем не менее, в целом сам доволен. Очень надеюсь, что эта статья будет полезна читателям!

Желаю всем успехов в своем творчестве!

Автор — Сергей Суховей
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд Оценка: 0,00 (голосов: 0)
Загрузка...
 
Вы можете поддержать наш проект, поделившись понравившейся статьей!
Вы даже себе не представляете, как нам будет приятно ;-)
   
Собранные средства пойдут на оплату аренды сервера, трудов переводчиков и копирайтеров. Чтоб мы могли и дальше радовать вас новыми, интересными, познавательными статьями и уроками!
 

Похожие статьи: